Когда в прошлом году правозащитники вопили, что нельзя давать школе право требовать от детей заключения психиатра, ибо это приведет к злоупотреблениям, я думала, что есть в этом элемент преувеличения.
Наша колхозная школа у меня как на ладони - я с ними тесно сотрудничаю, дети соседей туда ходят, да и вообще директриса школы долгое время считала меня потенциальной невесткой, и теперь, неудовлетворенная невесткой реальной, относится ко мне особо тепло и всячески общается.
После нового года, сразу же после вступления в силу новых норм из законов об образовании и здравоохранении, из девятерых первоклассников на обследование к писихиатру школа направила четверых. Двое - дети матерей-одиночек, еще один воспитывается под опекой бабушки после гибели родителей 2 года назад, еще один - ребенок, плохо владеющий русским языком (до шести лет жил с родителями в дальней чувашской деревне, вот и говорит в основном по-чувашски).
Ясен пень, дети все плохо успевающие, а главное - социально не защищенные. Родители не станут отстаивать их права, скандаля с учителями, им важнее сохранить хорошие отношения - нет у них ресурса качать права. Двое из детей получили направление в коррекционный интернат (чувашонок в т.ч.), еще двое признаны здоровыми.
В советские времена школа брала детей всех подряд и учила изо всех сил.
Потом школа стала ответственна за успехи учеников - и школы стали выбирать, кого хотят учить, а кто пусть в другую идет: так появились тестирования.
Теперь у школы есть еще одна возможность: если ученик не успевает за программой, если требует индивидуального подхода, помощи и неравнодушия, школа может спихнуть его в коррекционную школу, стигматизировав на всю жизнь, лишив множества возможностей, усилив социальное расслоение (ибо, как я подчеркнула, направления на обследование получают в основном дети из малообеспеченных и незащищенных семей).

Короче, решила я выразить свои претензии к современной школе, свое мнение о путях ее совершенствования, и свои представления о том, какой ей быть надлежит, чтобы выполнять свою функцию, даже сказала бы священную миссию, в современном обществе.

Мур. Продолжение следует.